Сибирь. Омск. С любовью. Экскурсия для омичей и гостей города.

За один день не обойти и не объехать все знаковые, памятные и красивые места города Омска. Представленные в этом разделе интересные объекты — свидетели драматических и славных исторических событий, этапов развития города, замечательных судеб, связанных с Омском.

Устье Оми

Нашу экскурсию мы начнём у места, где в 1716 году высадился казачий отряд под командованием подполковника Ивана Бухгольца. Здесь, на левом берегу Оми, была построена первая Омская крепость. Как нетрудно догадаться, название ей было дано по имени реки: Омь на языке сибирских татар — «тихая, тишайшая».

1. Пушка на стрелке Оми и Иртыша. 1996

Пушка на стрелке Оми и Иртыша. 1996

2. Памятный знак в честь основателей Омска «Держава». Скульптор Василий Трохимчук. 1997

Памятный знак в честь основателей Омска «Держава». Скульптор Василий Трохимчук. 1997

3. Речной вокзал. Архитекторы Т.П.Садовский, С.Л.Михайлов, А.А.Пекарский. 1963–1964

Речной вокзал. Архитекторы Т.П.Садовский, С.Л.Михайлов, А.А.Пекарский. 1963–1964

Дом Батюшкина

На Иртышской набережной стоит красивый особняк, построенный в стиле эклектики, модном в начале XX века, — дом К.А.Батюшкина. В нём в 1918–1919 годах располагалась квартира Верховного правителя России адмирала А.В. Колчака. Сегодня в особняке разместился Центр изучения истории Гражданской войны, в котором экспонируются документы эпохи (из фондов Исторического архива Омской области).

В Омске немало мест, связанных с именем адмирала, волею судеб ненадолго оказавшегося на вершине власти. Омск почти на год стал столицей белой России, здесь сосредоточились органы российской власти и иностранные военные миссии.

4. Особняк К.А. Батюшкина (Центр изучения истории Гражданской войны). Архитектор И.Г.Хворинов (?). 1901–1902

Особняк К.А. Батюшкина (Центр изучения истории Гражданской войны). Архитектор И.Г. Хворинов (?). 1901–1902

5. Над Иртышом

Над Иртышом

6. Иртышская набережная. Архитекторы Е.А.Степанов, П.В.Радищев, А.И.Юмакаев и др. 1950–1960-е, реконструирована в 2008

Иртышская набережная. Архитекторы Е.А.Степанов, П.В.Радищев, А.И.Юмакаев и др. 1950–1960-е, реконструирована в 2008

У Вечного огня

От особняка Батюшкина поднимемся к скверу Борцов революции на улице Ленина. Это мемориал красноармейцам и венгерским интернационалистам, воевавшим в здешних краях за советскую власть. Омская земля обильно полита кровью. Сегодня мы не делим на своих и чужих жертв той братоубийственной войны.

7. Памятник Борцам революции. Скульптор Николай Виноградов. 1923

8. Памятник венграм-интернационалистам. Скульптор Фёдор Бугаенко. 1967

9. У Вечного огня в сквере имени Борцов революции

Памятник Борцам революции. Скульптор Николай Виноградов. 1923

Памятник венграм-интернационалистам. Скульптор Фёдор Бугаенко. 1967

У Вечного огня в сквере имени Борцов революции

Дворцовая площадь

Генерал-губернаторский дворец — один из корпусов Омского музея изобразительных искусств. В 1918–1919 годах — канцелярия и кабинет Верховного правителя России А.В.Колчака и Совет министров Российского правительства, а годом позже — штаб 5-ой Армии М.Н.Тухачевского. Дворец исторически ограничивает одну из сторон бывшей Дворцовой площади, по другой стороне которой стоит здание классической архитектуры — Омский кадетский корпус, а в центре — Свято-Никольский казачий собор (до революции в нём хранилось легендарное знамя дружины Ермака).

10. Дворец генерал-губернатора Западной Сибири (Омский музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля). Архитектор Ф.Ф. Вагнер, инженер К.Е. Лазарев. 1862

Дворец генерал-губернатора Западной Сибири (Омский музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля). Архитектор Ф.Ф.Вагнер, инженер К.Е.Лазарев. 1862

11. Сибирский (Омский) кадетский корпус. Проект архитектора А.Д. Захарова. 1826. Архитектор Э.И. Эзет. 1879

Сибирский (Омский) кадетский корпус. Проект архитектора А.Д. Захарова. 1826. Архитектор Э.И. Эзет. 1879

12. Свято-Никольский казачий собор. Проект архитектора В.П. Стасова. 1833–1840

Свято-Никольский казачий собор. Проект архитектора В.П. Стасова. 1833–1840

Городская скульптура

За зданием концертного зала в Театральном сквере в 2010 году установлена скульптура в честь русских святых Петра и Февронии Муромских. Это место паломничества влюблённых и молодожёнов.

Городская скульптура в Омске разнообразна по стилистике. Напротив муромских святых, возле старинного здания Омского юридического института, установлена статуя Фемиды. У стоящего по другую сторону от сквера театра для детей и молодёжи — Омского ТЮЗа — омичей и туристов приветствует поднятым копьём благородный Дон Кихот на Росинанте. Обе скульптуры выполнены в оригинальной узнаваемой манере известного омского мастера.

13. Пётр и Феврония Муромские. Скульптор Сергей Норышев. 2009

14. Фемида. Скульптор Александр Капралов. 2007

15. Дон Кихот. Скульптор Александр Капралов. 2000

Пётр и Феврония Муромские. Скульптор Сергей Норышев. 2009

Фемида. Скульптор Александр Капралов. 2007

Дон Кихот. Скульптор Александр Капралов. 2000

Первая Омская крепость

От ТЮЗа пройдём к Театральной площади. Это территория, на которой была расположена первая, деревянная Омская крепость. Теперь здесь высится оригинальное по архитектуре здание музыкального театра, своим причудливым силуэтом напоминающее музыкальный инструмент. Рядом с ним — построенное в конце XIX века здание городской думы (нынешнего Омского городского Совета).

Над Омью, в том месте, где когда-то стоял красивый храм пророка Илии, на протяжении долгих десятилетий высится памятник вождю пролетариата. Это место сменило несколько названий: Ильинская горка (по названию храма, стоявшего тут), Пушкинская (1937), Ленинская. Из-за проходящих здесь массовых мероприятий это место ещё называют Красной горкой.

16. Музыкальный театр. Архитекторы Д.Е. Лурье, Н.Н. Стружин, Н.Н. Белоусова. 1981

17. Городская дума (Омский городской Совет). Архитекторы Н.Е. Вараксин, Г.С. Бартковский. 1897, 1905

18. Площадь Ленина. Скульптор Фуад Абдурахманов. 1957

Музыкальный театр. Архитекторы Д.Е. Лурье, Н.Н. Стружин, Н.Н. Белоусова. 1981

Городская дума (Омский городской Совет). Архитекторы Н.Е. Вараксин, Г.С. Бартковский. 1897, 1905

Площадь Ленина. Скульптор Фуад Абдурахманов. 1957

У Юбилейного моста

Вернёмся на улицу Ленина и перейдём по Юбилейному мосту через Омь, Омку — как её называют омичи. Слева от нас — нарядная Серафимо-Алексеевская часовня (неорусский стиль), заново отстроенная в створе улицы Партизанской.

На углу Партизанской и Любинского проспекта — замечательные строения старого «белого города»: в дореволюционное время — гостиница «Россия» (гостиница «Октябрь») и кинематограф «Кристалл-палас», в котором сейчас находится Органный зал Омской филармонии.

19. Серафимо-Алексеевская часовня. Проект Александра фон Гогена. 1908; снесена в 1927. Проект В.А. Десятова; восстановлена в 1994

20. Гостиница «Россия» («Октябрь»). Архитектор И.Г. Хворинов. 1906

21. Кинематограф «Кристалл-палас» (Органный зал Омской филармонии). Архитектор Ф.А. Черноморченко. 1916, реконструирован в 2002

Серафимо-Алексеевская часовня. Проект Александра фон Гогена. 1908; снесена в 1927. Проект В.А. Десятова; восстановлена в 1994

Гостиница «Россия» («Октябрь»). Архитектор И.Г. Хворинов. 1906

Кинематограф «Кристалл-палас» (Органный зал Омской филармонии). Архитектор Ф.А. Черноморченко. 1916, реконструирован в 2002

Вдоль по Любинскому

Любинский проспект — историческое название, возвращённое этой части улицы Ленина. Перед нами Омск купеческий конца XIX — начала XX веков. Единый архитектурный ансамбль построенных в стиле эклектики зданий стал визитной карточкой исторического Омска. Это была самая благоустроенная улица, и хозяевами на ней были известные в городе купеческие фамилии.

22. Московские торговые ряды. Архитектор О.В. фон Дессин. 1904

23. Омские куранты. Специальная мастерская башенных часов М.П. Пушкарёва (Стрелецкая слобода, Московская губерния). 1911

24. Магазин Шаниной. Архитектор И.Г. Хворинов. 1898

Московские торговые ряды. Архитектор О.В. фон Дессин. 1904

Омские куранты. Специальная мастерская башенных часов М.П. Пушкарёва (Стрелецкая слобода, Московская губерния). 1911

Магазин Шаниной. Архитектор И.Г. Хворинов. 1898

Образы для сувениров

Внимание прогуливающихся привлекает городская скульптура Любинского проспекта. Здесь можно сфотографироваться с улыбающимся в усы Городовым, посидеть на садовой скамеечке рядом с мечтательницей Любочкой — скульптурным образом реального исторического лица, юной супруги генерал-губернатора Гасфорда, — подмигнуть сантехнику Степанычу, высунувшемуся из люка прямо посреди тротуара на чётной стороне проспекта. Изображения этих скульптур — популярнейшие сюжеты омских сувениров.

25. Городовой. Скульптор Сергей Норышев. 2011

26. Любочка. Скульптор Сергей Норышев. 1999

27. Степаныч. Скульптор Сергей Норышев. 1998

Городовой. Скульптор Сергей Норышев. 2011

Любочка. Скульптор Сергей Норышев. 1999

Степаныч. Скульптор Сергей Норышев. 1998

Памятники градостроительства

Улица К.Либкнехта — бывшая Гасфордовская — мимо красивых строгих зданий в стиле модерн выведет Вас на просторную ул.Партизанскую, в направлении второй Омской крепости.

На улице Партизанской расположен ряд памятников градостроительства федерального значения: это, например, здание коммерческого училища в стиле модерн, бывшая лютеранская кирха в стиле барокко и старейшее из сохранившихся каменных зданий Омска — гауптвахта.

28. Коммерческое училище (Омский аграрный техникум ОмГАУ). Архитектор Ф.А. Черноморченко. Скульптор Владимир Винклер. 1916

29. Лютеранская кирха во имя святой Екатерины (музей Управления внутренних дел). 1790–1792 при генерале Г.Э. фон Штрандмане, реконструировано в 1972

30. Гауптвахта (Областной военкомат). 1781–1785

Коммерческое училище (Омский аграрный техникум ОмГАУ). Архитектор Ф.А. Черноморченко. Скульптор Владимир Винклер. 1916

Лютеранская кирха во имя святой Екатерины (музей Управления внутренних дел). 1790–1792 при генерале Г.Э. фон Штрандмане, реконструировано в 1972

Гауптвахта (Областной военкомат). 1781–1785

Омский узник

Великий русский классик Фёдор Михайлович Достоевский отбывал в Омском остроге четырёхлетнюю каторгу. Через Тарские ворота он был ввезён вместе с товарищем по кружку Петрашевского, поэтом С.Ф.Дуровым, в острог в 1850 году; через Тобольские ворота каторжан гоняли на работы на берег Иртыша. На полпути между ними сейчас — памятник Ф.М.Достоевскому.

31. Тобольские ворота. 1792

32. «Достоевскому». Скульптор Сергей Голованцев. 2001

33. Тарские ворота. Построены в 1792, разрушены в 1959, восстановлены в 1991

Тобольские ворота. 1792

«Достоевскому». Скульптор Сергей Голованцев. 2001

Тарские ворота. Построены в 1792, разрушены в 1959, восстановлены в 1991

В новой крепости

Вторая Омская крепость начала возводиться на правом берегу Оми в конце 60-ых годов XVIII века. Крепость опоясывали земляной вал и ров, она была хорошо укреплена. Первым каменным сооружением на её территории стал Воскресенский собор, снесённый в советские годы (1958–1959). Ряд построек крепости сохранились; в настоящее время ведётся их реконструкция.

34. Иртышские ворота. 1790-ые; разрушены в 1930-ых, восстановлены на старом фундаменте в 2010–2011

35. В культурно-историческом комплексе «Омская крепость» в праздничные дни проходят массовые гулянья омичей. 2012

36. Панорама крепости от Иртыша

Иртышские ворота. 1790-ые; разрушены в 1930-ых, восстановлены на старом фундаменте в 2010–2011

В культурно-историческом комплексе «Омская крепость» в праздничные дни проходят массовые гулянья омичей. 2012

Панорама крепости от Иртыша

С именем русского классика

Омск, увиденный глазами Достоевского, — непригляден и хмур. «Записки из Мёртвого дома», написанные классиком по воспоминаниям о каторге, — полный драматизма художественный документ. «Если б не нашёл здесь людей, я бы погиб совершенно», — признавался он в письме к брату.

Позднее бывший каторжанин Достоевский как довольно известный уже в те годы писатель был вхож в дом коменданта Омской крепости А.Ф. де Граве. В комендантском доме сегодня располагается литературный музей. На барельефе на фасаде здания надпись: «В этом доме бывал великий русский писатель Фёдор Михайлович Достоевский».

Есть в Омске ещё один памятник Достоевскому — выполненный в чёрном металле, он стоит в небольшом уютном сквере у драмтеатра. Рядом с этим местом и располагался Омский острог.

37. Дом коменданта Омской крепости (Омский государственный литературный музей имени Ф.М. Достоевского). 1799

38. Барельеф на здании литературного музея. Скульптор Дмитрий Манжос. 1971

39. «Крест несущий». Скульптор Александр Капралов. 2000

Дом коменданта Омской крепости (Омский государственный литературный музей имени Ф.М. Достоевского). 1799

Барельеф на здании литературного музея. Скульптор Дмитрий Манжос. 1971

«Крест несущий». Скульптор Александр Капралов. 2000

Пристанища муз

Одно из красивейших зданий Омска — Омский государственный академический театр драмы. В его нишах установлены бюсты русских классиков, выполненные чешским скульптором В.Ф. Винклером — военнопленным периода первой мировой войны. А над крышей театра вознёсся Крылатый Гений — оригинальная работа талантливого чеха была утрачена в конце 1930-ых, но в 1987 году по старым фотографиям скульптуру воссоздал Сергей Голованцев. В годы Великой Отечественной войны на сцене Омской драмы работал Театр им. Евг. Вахтангова.

Напротив драмтеатра стоит главный корпус Омского областного музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля. Знаменитый художник родился в Омске, здесь ему установлен памятник работы Михаила Ногина.

Собрание художественного музея в Омске — богатейшее за Уралом: русская иконопись, скульптура, живопись и графика от античности до современности.

На высшей точке улицы Ленина — Любинском проспекте — стоит заново отстроенная на месте снесённой часовня Иверской иконы Божией Матери.

40. Городской театр (Омский государственный академический театр драмы). Архитектор
И.Г. Хворинов. 1904

41. Городской торговый корпус (Омский областной музей изобразительных искусств
 имени М.А. Врубеля). Архитектор А.Д. Крячков. 1911–1914

42. Часовня Иверской иконы Божией Матери. Архитектор круга Г.С. Вершинина,
 архитектор реконструкции М.М. Хахаев. 1867, восстановлена в 1997

Городской театр (Омский государственный академический театр драмы). Архитектор И.Г. Хворинов. 1904

Городской торговый корпус (Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля). Архитектор А.Д. Крячков. 1911–1914

Часовня Иверской иконы Божией Матери. Архитектор круга Г.С. Вершинина, архитектор реконструкции М.М. Хахаев. 1867, восстановлена в 1997

На весах мироздания

С другой стороны здания музея изобразительных искусств над прохожими философской загадкой возвышаются весы мироздания. «Динамическое равновесие» — так назвал свою работу омский скульптор.

Сквер за музеем официально носит имя Дзержинского, но омичи знают его как сквер напротив Омской мэрии. В центре его в 1950-ых установлен фонтан с каскадными чашами. Через дорогу от сквера — украшенное барельефами старинное здание, один из корпусов администрации города Омска. Скульптурная композиция на его фасаде представляет собой вариацию сюжета античного мифа о боге времени Хроносе.

43. «Динамическое равновесие». Скульптор Александр Капралов. 1999

«Динамическое равновесие». Скульптор Александр Капралов. 1999

44. Фонтан в сквере имени Дзержинского. 1950-ые

Фонтан в сквере имени Дзержинского. 1950-ые

45. Дом Русско-Азиатской компании (Администрация города Омска). Архитектор
 Ф.А. Черноморченко, скульптор Владимир Винклер. 1917

Дом Русско-Азиатской компании (Администрация города Омска). Архитектор Ф.А. Черноморченко, скульптор Владимир Винклер. 1917

Приметы времени

Уравновешивая Омск старинный и современный, на улице Интернациональной стоит один из архитектурных символов города — пожарная каланча. Мимо неё мы проходим от площади Победы к зданию в стиле модерн (с элементами мавританского стиля) — когда-то в нём располагалась контора акционерного общества «Эльворти».

Время насыщено разнообразными сюжетами, и оно же расставляет всё по своим местам. Финальная точка нашей экскурсии — величественный Успенский собор. Он был заложен цесаревичем Николаем Александровичем (будущим императором Николаем II) во время его путешествия в 1891 году, в советские годы — снесён. Сегодня собор снова высится на центральной площади Омска.

46. Пожарная каланча. Архитектор И.Г. Хворинов. 1915

47. Дом акционерного общества «Эльворти» (офис «Внешторгбанка»). Архитектор Л.А. Чернышёв.1913

48. Успенский кафедральный собор. Архитекторы Э.Ф.Виррих, М.И.Шухман, Н.Е.Вараксин. 1898; снесён в 1935, восстановлен в 2007

Пожарная каланча. Архитектор И.Г.Хворинов. 1915

Дом акционерного общества «Эльворти» (офис «Внешторгбанка»). Архитектор Л.А.Чернышёв.1913

Успенский кафедральный собор. Архитекторы Э.Ф.Виррих, М.И.Шухман, Н.Е.Вараксин. 1898; снесён в 1935, восстановлен в 2007

Великий Транссиб

Важнейшим фактором для развития старого Омска стало строительство Транссибирской магистрали. Вместе с налаженным судоходством по Иртышу это позволило сделать Омск крупным транспортным и торгово-промышленным узлом в Западной Сибири.

Железнодорожный мост, построенный в конце XIX века по проекту выдающегося русского инженера-строителя Н.А.Белелюбского, прослужил 100 лет, и лишь сравнительно недавно на его надёжных опорах были заменены мостовые пролёты.

В знак особого значения железнодорожного транспорта для Омска и в связи с 170-летием железных дорог России на станции «Омск-Пассажирский» на вечную стоянку определён старый паровоз.

49. Железнодорожный мост через Иртыш. Проект инженера Н.А. Белелюбского.
1895–1896; достроен в 1935; реконструирован в 2001–2007

50. Железнодорожный вокзал, станция «Омск-Пассажирский». 2006

51. Паровоз серии Э Р (Э реконструированный). 1953. Пассажирский вагон. 1938.
 Установлены в 2007

Железнодорожный мост через Иртыш. Проект инженера Н.А.Белелюбского. 1895–1896; достроен в 1935; реконструирован в 2001–2007

Железнодорожный вокзал, станция «Омск-Пассажирский». 2006

Паровоз серии ЭР (реконструированный). 1953. Пассажирский вагон. 1938. Установлены в 2007

Рядом с Достоевским

На улице Гусарова памятной табличкой и скромным портретом классика отмечено место острожного госпиталя, в котором лечился Фёдор Михайлович. Госпитальный комплекс и сегодня действует. На его территории отреставрирована церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в псевдорусском стиле.

Ещё одно знаменитое имя, связанное с Омском, — Чокан Валиханов — учёный, путешественник, видный казахский просветитель, офицер Российской армии и разведчик. Он был дружен с Ф.М.Достоевским: после освобождения из острога писателя познакомила с Валихановым дочь декабриста И.И.Анненкова Ольга.

52. Окружной военный госпиталь на улице Гусарова. 1870-ые

53. Церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Омском военном
 госпитале. По проекту архитектора А.И. фон Гогена. 1904–1906

54. Памятник Чокану Валиханову возле консульства Республики Казахстан. Скульптор
 Азат Баярлин. 2004

Окружной военный госпиталь на улице Гусарова. 1870-ые

Церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Омском военном госпитале. По проекту архитектора А.И. фон Гогена. 1904–1906

Памятник Чокану Валиханову возле консульства Республики Казахстан. Скульптор Азат Баярлин. 2004

Деревянное кружево

Деревянная архитектура Омска XIX — начала XX веков интересна прежде всего разнообразным декором. Дом сибирского хозяина должен быть крепким, надёжным. Но и красивым: многие дома были любовно украшены резьбой, причудливыми архитектурными элементами. Некоторые из сохранившихся до наших дней старинные деревянные дома отданы под музеи и культурные центры.

55. Дом Ф.Ф.Штумпфа на бывшей Плотниковской улице (Дом-музей народного
художника России Кондратия Белова, ул. Ч.Валиханова). 1910-ые

56. Особняк семьи Кабалкиных (Музей «Либеров-центр», ул. Думская). 1911

57. «Дом с драконами» на бывшей Кирпичной улице (ул. Мичурина). 
Начало XX в.

Дом Ф.Ф.Штумпфа на бывшей Плотниковской улице (Дом-музей народного художника России Кондратия Белова, ул. Ч.Валиханова). 1910-ые

Особняк семьи Кабалкиных (Музей «Либеров-центр», ул. Думская). 1911

«Дом с драконами» на бывшей Кирпичной улице (ул. Мичурина). Начало XX в.

Омск — белая столица

Этот высокий статус нашего города просуществовал всего около года, но остались свидетели омской столичности на его улицах.

Так, здание Омского государственного университета путей сообщения в прошлом — Управление Омской железной дороги (1917). В 1918–1919 годах — ставка Колчака и министерство путей сообщения Российского правительства. Статуи на фасаде аллегорически изображают различные службы железной дороги: путь, тягу, движение и администрацию.

Здание судебных установлений на Соборной площади: в нём располагались Омская судебная палата и высший судебный орган того времени — Правительствующий сенат.

Здание Госбанка: именно здесь, в Банковском переулке, хранилось легендарное «золото Колчака» — золотой запас Российской империи.

58. Управление Омской железной дороги (Омский государственный университет
 путей сообщения). Архитектор Ф.И.Лидваль, скульптор Владимир Винклер.
1917

59. Здание судебных установлений (Законодательное собрание Омской области).
 Архитектор В.А. Прусаков. 1917

60. Здание Госбанка (Омское отделение Центробанка РФ). Архитектор Н.Е.Вараксин. 1902

Управление Омской железной дороги (Омский государственный университет путей сообщения). Архитектор Ф.И.Лидваль, скульптор Владимир Винклер. 1917

Здание судебных установлений (Законодательное собрание Омской области). Архитектор В.А.Прусаков. 1917

Здание Госбанка (Омское отделение Центробанка РФ). Архитектор Н.Е.Вараксин. 1902

Судьба страны — судьба города

В годы Великой Отечественной войны в Омск было эвакуировано около 200 промышленных предприятий, 60 госпиталей, десятки учебных заведений, театры и музеи. За счёт эвакуированных численность населения города возросла вдвое. Многие прибывшие сюда во время войны связали свою дальнейшую судьбу с Омском.

Город-труженик, город-сад — так называли Омск на протяжении десятилетий.

61. Парк Победы. Архитектор Н.А.Ковальчук, скульптор Дмитрий Рябичев.
 1975

62. Памятник труженикам тыла. Скульптор Сергей Норышев. 2010

63. Памятник солдатской матери Анастасии Ларионовой. Скульптор Сергей Голованцев.
 2002

Парк Победы. Архитектор Н.А.Ковальчук, скульптор Дмитрий Рябичев. 1975

Памятник труженикам тыла. Скульптор Сергей Норышев. 2010

Памятник солдатской матери Анастасии Ларионовой. Скульптор Сергей Голованцев. 2002

Вечные ценности

Омские храмы, их золотые купола притягивают взгляды. Сохранилось несколько церквей старой постройки, в которых не прекращались службы и в годы советской власти.

Ачаирский Крестовый женский монастырь расположен за городом. С 1937 по1953 годы он был одним из «островов» сталинского ГУЛага. Сегодня монастырь возрождён; на его территории есть святой источник.

64. Крестовоздвиженский собор. Проект архитекторов К.Е.Лазарева и Ф.Ф.Вагнера.
1865–1870

65. Церковь во имя святого Николая Чудотворца. 1911–1913

Ачаирский крестовый женский монастырь. Основан в 1905; возрождён
 в 1992,
 восстановлен в 1998 — 2000-ых

Крестовоздвиженский собор. Проект архитекторов К.Е.Лазарева и Ф.Ф.Вагнера. 1865–1870

Церковь во имя святого Николая Чудотворца. 1911–1913

Ачаирский крестовый женский монастырь. Основан в 1905; возрождён в 1992, восстановлен в 1998 — 2000-ых

Красота сибирской природы

Омск находится на юге Западной Сибири, в лесостепной зоне — посередине между дремучей тайгой и казахстанской степью. Континентальный климат дарит жителям региона полноценные четыре времени года: суровую зиму, короткую, но красивую весну, жаркое лето и богатую золотую осень.

Реликтовый сосновый бор в Чернолучинско-Красноярской курортной зоне

Белка — абориген сибирских лесов и частая гостья населённых пунктов

Берега рек и озёр юга Западной Сибири — отличные места для отдыха

Реликтовый сосновый бор в Чернолучинско-Красноярской курортной зоне

Белка — абориген сибирских лесов и частая гостья населённых пунктов

Берега рек и озёр юга Западной Сибири — отличные места для отдыха

Автор экскурсии — Елена Завьялова.

Особую благодарность за авторские фотографии для экскурсии выражаем фотохудожнику Владимиру Кудринскому.

Также благодарим авторов фото: Олега Деркунского, Елену Климову, Николая Кривича, Андрея Кудрявцева, Людмилу Левенец, Бориса Метцгера, Дмитрия Рудакова, Владимира Сафонова, Бориса Сухорукова.

Материал подготовлен при содействии Администрации города Омска:

http://www.admomsk.ru